Регистрация




Откуда берутся оборотни.
Последнее сообщение ChernoVeda
17 дек 2017, 19:55

Millagart отвечает на вопросы
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:58

Опыт Свабуно ван Альдвэра
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:48

Путь Оборотня
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:43

Взаимодействие со своим зверем
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:36

Шаманские техники высокого уровня и оборотничество
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:05

Шаманские техники высокого уровня и оборотничество
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 22:05

Скандинавские оборотни
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 21:32

Сдвиг Точки Тьмы
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 21:27

"Точка оборотня"
Последнее сообщение МАРИТА
05 мар 2017, 21:08




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Откуда берутся оборотни.

Модератор: МАРИТА

ПРАКТИК
Аватар пользователя
Сообщений: 1250
Зарегистрирован: 14 июл 2017, 17:53
Откуда: Ведьмин чулан.

Откуда берутся оборотни.

Сообщение ChernoVeda » 17 дек 2017, 19:55

Оборотничеством (в широком значении этого русского термина)

называются разные виды магического изменения внешнего

вида, способностями к чему обладают многие персонажи Дниз-

шей» мифологии. Они прибегают к весьма различным превраще-

ниям (например, леший, домовой, черт, принимающие облик

родственника визионера или его знакомого), хотя могут иметь

излюбленные личины: для черта это облик коня, козла, барана,

овцы, свиньи, зайца и др. [Виноградова 1995: 467–469], либо – в

специфической ситуации бегства от грозы – котенка, черного яг-

ненка и пр. [Померанцева 1975: 137]. Оборотнями становятся

души умерших ведьм и колдунов, а также нечистых покойников,

чья смерть случилась "не по правилам": самоубийц, некрещеных

младенцев; бывают они и упырями [Новичкова 1995: 114–115].

Особый случай – оборотень, который выступает в качестве ложного брачного партнера, иногда подменяющего умершего или

отсутствующего жениха (~ невесту, мужа, жену). Сексуальные

устремления такого оборотня обычно неотделимы от каннибальских/вампирических намерений: его жертва худеет, бледнеет, что и дает возможность заподозрить происки демона.




Мотив оборотничества, очевидно, базируется на комплексе

архаических представлений о двойной, зооантропоморфной,

природе мифологических персонажей – тотемных первопред-

ков и культурных героев (причем грань между ипостасями че-

ловека и животного подчас трудноуловима), а также представ-

лений о возможности воплощения души человека в животном

(растении, предмете); известную роль могла сыграть и практика

охотничьей (~ игровой) маскировки. Следует обратить внимание

и на разнообразные манифестации духов, у которых вообще от-

сутствует "изначальный облик», и на воплощение "внешней

души» мифологического персонажа в какое-либо животном, рас-

тении и даже человеке.




Не исключено, что косвенно мотив оборотничества связан с




переходными обрядами, санкционирующими перемену состоя-

ния человека, которая интерпретируется как смерть в одном ста-

тусе и рождение в другом, что может сопровождаться пересече-

нием пространственных и временны́х рубежей. Вспомним чудес-

ные трансфигурации сказочно-эпических персонажей (включая

их околдовывание), метаморфозы фольклорного героя при его

перемещениях по шкале "высокое – низкое» и т. п. При прибытии

в царство невесты (часто относящееся к хтоническому миру) ге-

рой архаического эпоса и сказки подчас принимает облик соци-

ально отверженного ребенка (сироты), реже – старика (прибли-

жаясь тем самым к рубежу "смерть – рождение») и сохраняет

"обращенный» облик вплоть до своего полного утверждения в

новом статусе – статусе мужа. То же происходит в сюжетах о зоо-

морфном брачном партнере (AaTh 401 и др.), который сбрасыва-

ет звериную (птичью, рептильную и др.) личину ночью (времен-

ной рубеж) и совсем отторгает ее при окончательном утвержде-

нии в новом статусе (обычно – после путешествия в потусто-

ронний мир для поисков мужа или жены, исчезнувших из-за на-

рушения запрета).




"Оборотность» как инверсия "нормального порядка вещей»

характерна для хтонических, запредельных, потусторонних об-

ластей космоса (т.е. относящихся к Дтой», Добратной» стороне нашего мира) – от временнóго ритма (ночь вместо дня) до перевер

нутости земных норм и установлений: антипища (в качестве ко-

торой выступают нечистоты), антиречь (неразборчивая из-за

того, что языки у "запредельных людей» растут навыворот), "об-

ращеннный» вектор движения (поскольку ноги у них – пятками

вперед) и т. п.




Поворотом отмечается пересечение рубежа между мирами. Для перехода из одного состояния в другое надо повернуться, перевернуться, перекувыркнуться, повернуть кольцо или иной волшебный предмет (вспомним поворачивание избушки бабы-яги, оборачивание копыт коня при посещении царства мертвых, выворачивание одежды наизнанку, чтобы преодолеть магию леса и выйти из него; ср., напротив, запрет оборачиваться

в легендах о Лоте и об Орфее).

"Оборотность» может, наконец, осмысливаться как сокрытие подлинной сути под ложной формой, как противопоставление истинного ложному (согласно мотивам колдовского "оборачивания» зрения и речи, подвергнутый данной процедуре видит и говорит нечто не соответствующее действительности).




Оборотничество в узком смысле слова – это врéменное, произ-

вольное (чаще) или непроизвольное обретение чужого инопри-

родного облика с последующим возвратом к своему первона-

чальному виду [Виноградова 1995: 466]. Обычно подобные

превращения имеют множественный, даже регулярный харак-

тер; "оборотничество понималось именно как материальное

платье, которое можно надеть и скинуть и даже одолжить друго-

му» [Ярхо 1931: 259]; ритуал переодевания в волчьи шкуры или

хождения с чучелом волка сохранился у многих народов Европы

[Иванов 1987: 242].

Данные представления и мотивы встречаются преимуще-

ственно в сфере актуальной демонологии или в зависимых от

нее нарративах. Согласно им, оборотничество – это свойство

врожденное или обретенное человеком, оно бывает наслед-

ственным (по женской линии) или предопределенным судьбой

[Новичкова 1995: 448], оборотнем можно родиться в результате

проклятия родителей, зачатия под пасху, соития женщины с вол-

ком; можно быть и принудительно превращенным (иногда на

определенный срок) в волка или другое животное (свинью,

например) чарами колдуна – скажем, принявшего звериный об-

лик и укусившего свою жертву; по литовским поверьям, например,

подобная разновидность оборотней (вилктаков) не опасна для лю-

дей [Новичкова 1995: 447–448; Иванов, Топоров 1987; Гура, Лев-

киевская 1995: 418–419]. Оборотни могли также осмысливаться

как "особая порода людей», причем "мужики чаще обращаются в

медведя, а женщины – свинью» [Власова 1995: 262]; впрочем,

они принимают и облик лошади, волка, собаки, кошки, совы,

сороки, петуха, рыбы, змеи, жабы, лягушки, ежа и т.д. [Виногра-

дова 1995: 468]. Вспомним известное сообщению Геродота [Геро-

дот: IV 105 (с. 213)] о племени невров ("каждый невр ежегодно

на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает

человеческий облик»).




Способность к оборотничеству можно обрести, узнав соот-

ветствующую заговорную формулу, заполучив талисман, либо

какое-нибудь другое чудесное средство, освоив, наконец, ряд

колдовских процедур: перепрыгивание через лезвие ножа (но-

жей), воткнутого в пень или в землю, через веревку, ветку, коро-

мысло, огонь на печном шестке, осиновую колоду и прочие вещи,

обозначающие рубеж между мирами. При этом демонтаж кол-

довского снаряда (как и незнание/забвение соответствующих

формул) не позволяет оборотню вернуться в свой исходный об-

лик.




Превратившись в волка (иногда – невольно), оборотень мо-

жет отражаться в воде в виде человека, отбрасывать человече-

скую тень, сохранять элементы человеческой природы (задние

ноги коленями вперед, как у человека; человечьи зубы, челове-

ческая плоть, даже четки, кольца, остатки истлевшей одежды под

шкурой; чувства, мысли и память человека); иногда он имеет об-

лик обросшего шерстью мужчины с волчьей головой или полу-

женщины-полусвиньи [Новичкова 1995: 116, 447; Власова 1995:

104–106; Гура, Левкиевская 1995: 418; Виноградова 1995: 470].

При этом подобные признаки могут рассматриваться не только

как рудименты звериного состояния оборотня, но также и как

неотчуждаемые приметы демона. Согласно великорусским бы-

личкам, цели оборотня не слишком внятны, тогда как в других

славянских традициях среди его поступков упоминается нападение на людей и скот, разведка промыслов, даже – по некоторым

древним источникам – проглатывание солнца и луны и гонение

туч [Власова 1995: 104–105, 265; Гура, Левкиевская 1995: 419].

Именно этот тип оборотня – исходно антропоморфного существа, как правило, имеющего "человеческое прошлое», – почти

безраздельно господствует в европейских традициях. Однако,

балансируя на рубеже человеческого и нечеловеческого, в данном случае – звериного, относясь одновременно к обоим мирам

[Власова 1995: 262, 265] и часто показываясь в неотчетливом,

как бы мерцающем облике, персонаж такого рода может иметь

различное происхождение и, соответственно, различную "исходную форму» своего существования.

Согласно поверьям, отчетливее всего представленным в китайских традициях, оборотнями, которые могут принимать человеческий облик, становятся звери, птицы, даже предметы, просуществовавшие на земле больше положенного срока. Это животные-долгожители – достигшие более чем 500-летнего возраста
лисицы, волки, шакалы, а также змеи, крысы и др. Некоторые

звери (тигры, олени, зайцы) меняют при этом свой цвет на белый, а иногда затем, по прошествии еще более длительного периода, – на черный. Птицы же, прожившие 1000 (или даже10 000) лет, по некоторым представлениям, способны обрести
лишь человеческое лицо. Оборотнями могут стать и растения
или их коренья (женьшень, мандрагора и пр.), и очень старые
вещи, надолго забытые или, напротив, слишком много бывшие в
употреблении, вследствие чего в них переходит часть человеческой души, а при достижении своего рода "энергетического наполнения» возникает человекоподобный фантом с наклонностями вампира, высасывающего кровь или жизненную силу из своей жертвы. Само понятие цзин, соответствующее русскому оборотень, значит, помимо всего прочего, "внутренняя энергия
или субстанция, заключенная в каждом живом существе» [Риф-

тин 1972: 12; 1977, 21–22; 1988: 618–619].




По бурятским поверьям, демоном анахаем становится слишком долго живущая крыса, у которой к тому же сходит шерсть [Потанин 1883: 129].

Вероятно, исходно зооморфен и демон, именуемый ада, – если

его, невидимого, удается убить, обнаруживается зверек, вроде

хорька, но без шкуры [Хангалов 1958: 333–334]; случайно при-

шибленный дверью, ада превращается в лоскут старой кошмы

или обрубок старой кости [Манжигеев 1978: 14], что, возможно, и

является его исходной сущностью.

Кажется, единственным европейским регионом, в котором

представлена подобная форма, являются Балканы. Так, восточно-

сербские демоны-оборотни змей и змеица происходят из змеи дол-

гожительницы, которой удается не погибнуть в течение 77 лет

[Плотникова 1998: 53–55], а вызывающий засуху демон змай (до-

лина Моравы) появляется из карпа, когда ему исполнится сорок

лет [Джокич 1998: 12].




В заключение надо отметить, что сочетание определяющих

свойств демона ("вампиризм» и "оборотничество») у китайцев и

славян, в сущности, одинаково, но сама направленность транс-

фигураций у зверя, обретающего человеческий облик, и у чело-

века, надевающего звериную личину, оказывается противопо-

ложной. Различна и семантическая мотивация целей вампира:

необходимость поддерживать свое существование за счет чужой

крови (жизненной энергии) как "недожившим» свой век, так и

"пережившим» его, откуда и проистекает опасность, исходящая

от создания, "зажившегося на свете» и "заедающего чужой век»

[Седакова 1990: 55–56].

Вернуться в ОСНОВЫ И ТЕОРИЯ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru