Регистрация




Афанасий Кирхер - христианский каббалист
Последнее сообщение Харита
29 янв 2018, 12:04

Раби Акива Д-р Меир Леман
Последнее сообщение vlad1701
13 янв 2018, 07:59

Ари
Последнее сообщение vlad1701
11 янв 2018, 21:33

РАВ ИЦХАК КАДУРИ
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 23:06

Гилель - автор Цви Вассерман
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 22:51

Раби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 22:47

Авраам Абулафия
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
11 мар 2017, 23:41

Моше Кордоверо
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
11 мар 2017, 23:37

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид) Автор Ш.Л. Абрамови
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
06 мар 2017, 23:21

РАМБАМ Автор Рав Цви Вассерман
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
06 мар 2017, 23:07




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Маараль из Праги Автор: Элиезер Макс Лесовой

МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

Маараль из Праги Автор: Элиезер Макс Лесовой

Сообщение HERMES HERMESIN » 01 мар 2017, 22:35

Маараль из Праги
Автор: Элиезер Макс Лесовой



Трудно найти в еврейской истории личность более разностороннюю, яркую и в то же время таинственную, чем Маараль из Праги. Автор десятков трудов, освещающих едва ли не все возможные области еврейского познания, – каббалист, философ, талмудист, ученый, создатель легендарного Голема, защитник евреев от преследований, наставник многих учеников и главный раввин трех стран – столь многоликим предстает перед нами великий мыслитель. Его полное имя, длинное, как и прожитая им жизнь – рабби Йегуда-Лейб Ливо Бен Бецалель из Праги – было сокращено потомками до краткого и почтительного титула Маараль – "наставник наш рабби Ливо".

Маараль жил в непростую эпоху – хотя для евреев, наверное, и не бывает простых эпох. 16-й век принес расцвет еврейской жизни в Восточную Европу. В Польше, Чехии, Галиции росли и укреплялись еврейские общины, строились йешивы, писались и издавались книги, определившие духовное лицо и образ жизни народа на многие века. Однако в то же время эпоха Шекспира и Сервантеса принесла евреям новые преследования, новые обвинения со стороны инквизиции и католических монархий…

Маараль происходил из рода царя Давида и был его прямым потомком в 95-м поколении по отцовской линии. Предками рабби Ливо были известные раввины, жившие, начиная с 12-го века, в Эльзасе и Рейнской области. Маараль родился в польском городе Познань, в ночь пасхального седера 1525 года. В возрасте 28 лет он был выбран на должность раввина города Никольсбург и главного раввина всей Моравии. На этом посту он провел 20 лет. В 1573 году рабби переехал в Прагу – город, ставший в то время столицей империи Габсбургов. И хотя Маараль еще несколько раз возвращался в Познань, где сперва был раввином города, а затем пост главного раввина всей Польши, именно Прага стала тем городом, где действовала его йешива и увидели свет все его основные книги. До наших дней в Йозефове – еврейском квартале Праги – сохранилась древнейшая "Старо-Новая синагога", где молился Маараль, а неподалеку от нее – здание йешивы, открытой им в 1573 году и известной как "Клойз". Йешива была построена на деньги банкира и мецената Мордехая Майзеля. Маараль был бессменным главой йешивы в течение 36 лет и воспитал десятки выдающихся учеников. Один из них – рабби Йом-Тов Липман Геллер, автор знаменитого комментария к Мишне.
В 1592 году император Рудольф II, увлекавшийся алхимией и каббалой, пригласил Маараля к себе во дворец на аудиенцию. Личность мудреца произвела огромное впечатление на Рудольфа. Возможно, благодаря этому евреям Праги удалось избежать изгнания из города, которого упорно добивались местная знать и католическая церковь.

Маараль написал несколько десятков трудов, посвященных всем основным аспектам Торы и еврейского мировоззрения: "Гур Арье" – пояснения к комментарию Раши на Тору, "Тиферет Исраэль" – о величии Торы и заповедей, "Нетивот Олам" – книга о еврейской этике, "Беэр а-Гола" – комментарий на мидраши в Талмуде, "Нецах Исраэль" – книга об изгнании и избавлении, "Дерех Хаим" – комментарий к трактату Авот ("Поучения отцов"), "Ор Хадаш" – комментарий к Книге Эстер, "Нер Мицва" – о празднике Ханука, "Гвурот А-Шем" – об Исходе евреев из Египта… Этим список трудов Маараля далеко не исчерпывается.
Маараль снискал славу великого каббалиста – знатока тайных аспектов Торы, хотя он, судя по всему, даже не был знаком с учением Аризаля – основоположника "новой каббалы". В отличие от учения Аризаля, каббала рабби Ливо основана не на мистических откровениях, а на глубоком философском понимании священных текстов, способности смело и независимо мыслить. Он резко выступал против «пилпуля» – нового метода изучения Талмуда. Этот метод учебы, разработанный в Польше, заключался в том, чтобы находить противоречия в тексте Талмуда и решать их с помощью логических трюков. Маараль полагал, что при изучении Талмуда учеником должен двигать в первую очередь поиск истины – буквы закона. Он также скептически относился к распространению книги «Шулхан Арух», которая излагает в простом и сжатом виде большинство практически применяемых законов, опасаясь, что из-за подобных книг появится «тысяча людей, которые учат других алахе, вместо одного, кто способен эту алаху вывести из текста».

Учение рабби Ливо стало классикой иудаизма: многие «общепринятые» идеи и комментарии, которые используются повсеместно без указания автора, на самом деле принадлежат именно ему. Например, Маараль впервые написал, что тело человека отражает Вселенную. Каждому из 613 основных органов человека соответствует какая-то часть мироздания и определенная заповедь Торы – ведь Тора, как известно из Мидраша, служила для Творца чертежом при сотворении мира…

Особое внимание уделяется в трудах Маараля проблеме галута и геулы – изгнания и избавления. Он пишет, что изгнание – временное состояние еврейского народа, которое послужит главной причиной для будущего окончательного избавления, более великого, даже чем Исход из Египта, – возвращения народа к своей истинной сущности: «Народ Израиля сам по себе не может вечно находиться в Галуте, ибо это неестественное для их существования место по сравнению с их настоящим местом. Установленным порядком им предназначено пребывать в Эрец Исраэль и быть самостоятельными, а не жить под властью других… Рассеяние среди других народов также не является естественным. И как все в конечном итоге возвращается на свое место, так и части, рассеянные и разъединенные, соберутся в единое целое» (Нецах Исраэль, 1:3-4). Не случайно Маараля считал своим духовным наставником рав Авраам-Ицхак Кук: мудрецов, разделенных тремя столетиями, объединяло умение видеть целое за частностями, внутреннюю суть процессов за их внешней оболочкой.

Существует и иная, легендарная биография Маараля, связанная с историей создания Голема. Искусственный человек из глины был, согласно легенде, создан мудрецом, чтобы защищать жителей гетто от их врагов. На лбу Голема рабби написал одно из тайных имен Б-га – и глиняный человек ожил. Он выполнял различные задания и наводил ужас на врагов пражских евреев. Но однажды великан обезумел: он стал ходить по гетто и крушить все на своем пути. Лишь сам рабби Ливо смог остановить Голема: он стер с его лба Имя, и тот вновь превратился в глиняную куклу. Голема отнесли на чердак Старой синагоги и оставили там. С тех пор ни одна живая душа не поднималась туда…
Можно сколь угодно скептически относиться к истории о Големе, но пожилые горожане помнят, как в 1942 году два пьяных немецких офицера решились сломать дверь и подняться наверх по винтовой лестнице. Через какое-то время они со страшным крик сбежали вниз. Никто не знает, что же увидели немцы на чердаке: один умер на месте, а второй сошел с ума и уже ничего не мог рассказать…

Маараль умер в 1609 году, в возрасте 84 лет, и был похоронен на Старом еврейском кладбище Праги. Его надгробие стоит и по сей день среди 12 тысяч древних надгробий, уместившихся на клочке земли в центре еврейского квартала. Всего же за 500 лет здесь были похоронены около 100 тысяч евреев. Как вместило столько могил маленькое кладбище? Но ведь и душа лежащего здесь Маараля, согласно преданию, вмещала в себя мудрость всех 600 тысяч еврейских душ, стоявших у подножия горы Синай…

Вернуться в БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ КАББАЛИСТОВ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru