Важные объявления! |
---|
МЫ ТЕПЕРЬ НА Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ! ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447 ГРУППА ТЕЛЕГРАММ Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку контакт Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
|
О предметах, подвластных силе Юпитера
1 сообщение
• Страница 1 из 1
О предметах, подвластных силе Юпитера
О предметах, подвластных силе Юпитера
Среди стихий Юпитеру принадлежит Воздух. Среди соков тела — кровь и жизненный дух, а также все то, что приумножает и питает жизнь и рост.
Среди вкусов — те, что сладки и приятны.
Среди металлов — олово, серебро и золото по причине их умеренности[1]. Среди камней — гиацинт [hyacinthus], берилл [berillus], сапфир [sapphirus], тутия [tutia][2], изумруд [smaragdus], зеленая яшма [iaspis viridis] и все камни, неизменно сохраняющие зеленый или небесный цвет.
Из трав и деревьев — бородник [barba Iovis][3], базилик [ocymum][4], воловик [buglossa][5], мускатный орех [macis], нард [spica], мята [mentha], мастика [mastiche], девясил [inula][6], фиалка [viola], куколь [lolium][7], белена [hyoscyamus][8], тополь [populus] и все деревья, сулящие счастье [foelices][9], как дуб [quercus], конский каштан [aesculus], каменный дуб [ilex], бук [phagus][10], лесной орех [corilus], тополь [populus][11], рябина [sorbus], белая смоковница [ficus alba][12], груша [pirus], яблоня [malus], виноград [vitis], слива [prunus], ясень [fraxinus] и кизил [cornus], а также олива [oliva] и оливковое масло [oleum]. Также [Юпитеру принадлежат] ячмень [hordeum], пшеница [triticum] и другие хлебные злаки [frumentum], изюм [passulae], лакрица [liquiricia], сахар [zaccarum] и все сладкое и изысканное, а также некоторое из того, что обладает вяжущим и острым вкусом, как [грецкие?] орехи [nuces], миндаль [amygdale], орехи сосновые [pinee][13], лесные [avellane] и фисташковые [pistacee], корень пиона [radices paeonia], миробаланы [myrobalani][14], ревень [rabarbarum] и манна [manna][15]. Орфей также относит [к Юпитеру] стиракс [styrax][16].
Среди животных — те, которым присущи достоинство и мудрость; и те, что кротки, смирны и послушны, как олень [cervus], вол [taurus] и слон [elephas]; а также ручные, как овца [ovis] и ягненок [agnus].
Среди птиц — те, что имеют умеренное сложение [complexiones temperatae], как куры [gallinae], а также желтки их яиц. И также куропатка [perdix], фазан [phasianus], ласточка [hirundo][17] и пеликан [pelicanus][18]. Также удод [cucupha] [19] и аист [ciconia][20], которые олицетворяют приязнь и благодарность, и священный орел [aquila][21], эмблема императоров и символ справедливости и милосердия.
Среди рыб — дельфин [delphinus][22], анхия [anchia][23] и сом [silurus] по причине свойственной им верности.
[1] Под умеренностью (temperantia) металлов здесь подразумевается легкость в обработке. Ср. рассуждение из трактата М. Фичино «О жизни»: «…надежным правилом <…> будет соотносить чистое золото с Солнцем и Юпитером: с Солнцем — по причине его цвета, а с Юпитером — по причине его умеренного состава, ибо нет ничего более умеренного, нежели Юпитер и золото. Чистое серебро относи к Луне, но золото, смешанное с серебром — к Юпитеру и к Венере».
[2] Цинковый шпат (ZnCO3), в наши дни известен под названием «смитсонит».
[3] Бородник (Jovibarba, букв. «борода Юпитера») — род растений семейства толстянковые, получивший свое название из-за бахромчатых лепестков цветков. В прошлом считалось, что это растение способно отводить молнии, и по этой причине его иногда сажали на крышах домов.
[4] Согласно Плинию, в древности базилик считался опасным для здоровья, но затем был признан полезным лекарственным растением: «…так, люди удостоверились, что козы едят его, что разум того, кто употребляет его в пищу, вовсе не страдает, а в смеси с вином и с небольшим добавлением уксуса он служит лекарством от укусов сухопутных скорпионов и от яда тех, что водятся в море» («Естественная история», XX.48).
[5] Воловик, или анхуза (Anchusa), — род травянистых растений семейства бурачниковые. У Плиния описан так: «…лист <воловика> похож на воловий язык. Главная особенность этого растения — в том, что, будучи добавлено в вино, оно вызывает веселье и радость, чем и объясняется его второе название — “евфросин” [“приносящий радость”]» (XXV.40). Высказывалось предположение, что под buglossa у Агриппы подразумевается другое растение, внешне похожее на воловик, — синяк обыкновенный (Echium vulgare), античные представления о котором описаны в каталоге растений английского ботаника Джона Джерарда (1633): «Винный настой его корня помогает при укусах змей и не дает змее укусить того, кто выпил его загодя; таким же образом действуют листья и семена, как пишет Диоскорид» (II, 285-A).
[6] Девясил (Inula) — род многолетних растений семейства астровые, с крупными желтыми цветками и горьким ароматическим корнем и листьями. С древности применялся как тонизирующее и стимулирующее средство, а также как благовонное воскурение.
[7] Куколь, или агростемма (Agrostemma) — род травянистых растений семейства гвоздичные. Цветет ярко-розовыми, лиловыми или белыми цветками; дает ядовитые семена. В латинских изданиях встречается разночтение lilium (лилия).
[8] Белена (Hyoscyamus) — род ядовитых растений семейства пасленовые. Его латинское название восходит к греческому и в буквальном переводе означает «свиные бобы»; одни авторы объясняют это странное название тем, что свинья, съевшая белены, падает без сил и бьется в конвульсиях, а другие полагают, что слово «свиные» здесь имеет лишь уничижительный смысл. В «Книге тайн» белена причисляется к растениям Юпитера; утверждается, что она помогает при подагре, так как «действует силою тех знаков зодиака, которым соответствуют стопы и то, что над стопами» (т.е. Рыб и Стрельца — обителей Юпитера), а также «полезна против огорчений печени и всех ее страстей, так как Юпитер правит печенью» (I.26).
[9] Нижеследующий перечень частично заимствован из «Сатурналий» Макробия (III.20): «Пишет ведь Вераний [в сочинении] “О жреческих изречениях”: “Считают, что сулящие счастье деревья — это дуб, каменный дуб, пробковое дерево, бук, ореховое дерево, рябина, белая фига, грушевое дерево, яблоня, виноградная лоза, слива, кизил, крушина».
[10] Бук как дерево Юпитера упоминается в «Естественной истории» Плиния (XII.2).
[11] Этот повтор содержится в оригинале.
[12] Макробий в «Сатурналиях» особо отмечает: «Следует знать, что белая фига — из сулящих счастье деревьев» (III.20)
[13] Пинии, мелкие орехи хвойных деревьев.
[14] Миробаланы — плоды тропических деревьев рода терминалия (Terminalia): бибхитаки (Terminalia bellirica), харитаки (Terminalia chebula), амалаки (Terminalia emblica) и др. Внешне похожи на сливы и обладают вяжущим вкусом. Джон Джерард в своем каталоге растений перечисляет шесть разновидностей миробаланов, называя их «индийскими сливами» (III.128).
[15] Манна — быстро застывающий на воздухе сладкий светло-желтый или белый сок маннового (белого) ясеня (Fraxinus ornus).
[16] Имеется в виду орфический гимн №19, «Зевсу Керавну», где в качестве воскурения Зевсу (греческому эквиваленту Юпитера) предписан стиракс.
[17] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая изобразить целое родительское имение, оставленное сыновьям, рисуют ласточку, поскольку она, когда ей предстоит умереть, закатывает себя в глину и [таким образом] делает птенцам гнездо» (пер. А. Алексаняна).
[18] Широко известная в эпоху поздней античности и в Средние века легенда гласила, что пеликан кормит своих птенцов кровью из собственного сердца. Это предание приводится в александрийском «Физиологе» и пересказывается во многих более поздних источниках.
[19] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Изображая благодарность, рисуют удода, поскольку из всех бессловесных тварей только он, после того, как родители вырастят его и когда состарятся, воздает им благодарностью: ибо там, где они его вырастили, он делает им гнездо, очищает им перья и доставляет пищу, доколе [вновь] оперившиеся родители не смогут сами помогать себе. Оттого и на скипетрах богов предпочтение отдано [изображению] удода» (пер. А. Алексаняна).
[20] Там же: «Желая изобразить того, кто почитает родителей, рисуют аиста, ибо он, вскормленный родителями, не оставляет их, но, пребывая с ними до глубокой старости, заботится о них».
[21] В греческой мифологии орел — птица, посвященная Зевсу. Ср. также у Плиния: «Гай Марий во время своего второго консулата сделал орла единственной эмблемой римских легионов. Прежде орел служил лишь знаком первого ранга, а кроме него было еще четыре: волк, минотавр, конь и дикий вепрь. За несколько лет до того вошло в обычай брать на битву только орла, а остальные штандарты оставлять в лагере; Марий же упразднил последние совершенно. С тех пор говорили, что едва ли сыщется хоть один римский легион, вставший лагерем на зиму, чтобы место его стоянки не отмечала пара орлов».
[22] Плиний в «Естественной истории» (IX.8) приводит несколько удивительных историй о дельфинах, крепко привязывавшихся к людям и в разлуке с ними умиравших от горя.
[23] Рыба под названием «анхия», «антия» или «антий» упоминается во многих античных источниках. Одни исследователи отождествляют ее с некой разновидностью акулы, другие — с дорадой, или золотистым спаром (Sparus aurata). В «Естественной истории» Плиния (IX.59) описывается способ ловли анхий, основанный на постепенном приручении этой рыбы: «В течение нескольких дней подряд рыболов садится в маленькую лодку, одевается в одежду всегда одного и того же цвета, подплывает к определенному месту и там бросает в море приманку. Этот порядок никак не должен быть нарушен, иначе рыба заподозрит, что ее обманывают и хотят поймать, а ведь когда антий чего-то боится, он становится очень осторожным. После того как эти действия повторяются много раз, одна из рыб спустя некоторое время к ним привыкает, привычка ободряет ее и она хватает приманку. Рыболовы прилежно и сосредоточенно запоминают эту рыбу, так как в ней заключена надежда на успех и залог удачной ловли; да это и не трудно, потому что в течение нескольких дней только она и отваживается приближаться к лодке. Наконец, она находит себе некоторых спутников, постепенно ее сопровождение растет, и в конце концов она приводит несчетные косяки рыб, при этом те рыбы, которые давно стали приплывать, уже имеют привычку узнавать рыболова и брать у него из рук еду. Тогда рыболов бросает в воду приманку, в которой спрятан крючок, но так, что она падает недалеко от кончиков его пальцев, и одну за другой скорее даже не ловит, а похищает рыб, и быстрым рывком вынимает их оттуда, где судно отбрасывает тень на воду, чтобы остальные рыбы ничего не заметили, и тут же другой человек подхватывает пойманную рыбу и кладет ее на дно лодки, завернув в лохмотья, чтобы не было никаких ни прыжков, ни шума, которые распугают остальных рыб. Важно узнавать ту рыбу, которая привела других, чтобы не поймать ее, иначе весь остаток стаи уйдет».
Там же упоминается их верность товарищам: «Когда антии видят, что один из них попался на крючок, все бросаются ему на помощь, и, говорят, перерезают лесу иглами, которые идут у них по хребту, как зубцы и пилы, а тот, кто попался, натягивает лесу, чтобы ее можно было разрезать. А у саргов та рыба, которая попадается на крючок, сама перетирает лесу о скалы» (пер. Г. Литичевского).
Г.К.Агриппа
© Перевод: Анна Блейз, 2016
Среди стихий Юпитеру принадлежит Воздух. Среди соков тела — кровь и жизненный дух, а также все то, что приумножает и питает жизнь и рост.
Среди вкусов — те, что сладки и приятны.
Среди металлов — олово, серебро и золото по причине их умеренности[1]. Среди камней — гиацинт [hyacinthus], берилл [berillus], сапфир [sapphirus], тутия [tutia][2], изумруд [smaragdus], зеленая яшма [iaspis viridis] и все камни, неизменно сохраняющие зеленый или небесный цвет.
Из трав и деревьев — бородник [barba Iovis][3], базилик [ocymum][4], воловик [buglossa][5], мускатный орех [macis], нард [spica], мята [mentha], мастика [mastiche], девясил [inula][6], фиалка [viola], куколь [lolium][7], белена [hyoscyamus][8], тополь [populus] и все деревья, сулящие счастье [foelices][9], как дуб [quercus], конский каштан [aesculus], каменный дуб [ilex], бук [phagus][10], лесной орех [corilus], тополь [populus][11], рябина [sorbus], белая смоковница [ficus alba][12], груша [pirus], яблоня [malus], виноград [vitis], слива [prunus], ясень [fraxinus] и кизил [cornus], а также олива [oliva] и оливковое масло [oleum]. Также [Юпитеру принадлежат] ячмень [hordeum], пшеница [triticum] и другие хлебные злаки [frumentum], изюм [passulae], лакрица [liquiricia], сахар [zaccarum] и все сладкое и изысканное, а также некоторое из того, что обладает вяжущим и острым вкусом, как [грецкие?] орехи [nuces], миндаль [amygdale], орехи сосновые [pinee][13], лесные [avellane] и фисташковые [pistacee], корень пиона [radices paeonia], миробаланы [myrobalani][14], ревень [rabarbarum] и манна [manna][15]. Орфей также относит [к Юпитеру] стиракс [styrax][16].
Среди животных — те, которым присущи достоинство и мудрость; и те, что кротки, смирны и послушны, как олень [cervus], вол [taurus] и слон [elephas]; а также ручные, как овца [ovis] и ягненок [agnus].
Среди птиц — те, что имеют умеренное сложение [complexiones temperatae], как куры [gallinae], а также желтки их яиц. И также куропатка [perdix], фазан [phasianus], ласточка [hirundo][17] и пеликан [pelicanus][18]. Также удод [cucupha] [19] и аист [ciconia][20], которые олицетворяют приязнь и благодарность, и священный орел [aquila][21], эмблема императоров и символ справедливости и милосердия.
Среди рыб — дельфин [delphinus][22], анхия [anchia][23] и сом [silurus] по причине свойственной им верности.
[1] Под умеренностью (temperantia) металлов здесь подразумевается легкость в обработке. Ср. рассуждение из трактата М. Фичино «О жизни»: «…надежным правилом <…> будет соотносить чистое золото с Солнцем и Юпитером: с Солнцем — по причине его цвета, а с Юпитером — по причине его умеренного состава, ибо нет ничего более умеренного, нежели Юпитер и золото. Чистое серебро относи к Луне, но золото, смешанное с серебром — к Юпитеру и к Венере».
[2] Цинковый шпат (ZnCO3), в наши дни известен под названием «смитсонит».
[3] Бородник (Jovibarba, букв. «борода Юпитера») — род растений семейства толстянковые, получивший свое название из-за бахромчатых лепестков цветков. В прошлом считалось, что это растение способно отводить молнии, и по этой причине его иногда сажали на крышах домов.
[4] Согласно Плинию, в древности базилик считался опасным для здоровья, но затем был признан полезным лекарственным растением: «…так, люди удостоверились, что козы едят его, что разум того, кто употребляет его в пищу, вовсе не страдает, а в смеси с вином и с небольшим добавлением уксуса он служит лекарством от укусов сухопутных скорпионов и от яда тех, что водятся в море» («Естественная история», XX.48).
[5] Воловик, или анхуза (Anchusa), — род травянистых растений семейства бурачниковые. У Плиния описан так: «…лист <воловика> похож на воловий язык. Главная особенность этого растения — в том, что, будучи добавлено в вино, оно вызывает веселье и радость, чем и объясняется его второе название — “евфросин” [“приносящий радость”]» (XXV.40). Высказывалось предположение, что под buglossa у Агриппы подразумевается другое растение, внешне похожее на воловик, — синяк обыкновенный (Echium vulgare), античные представления о котором описаны в каталоге растений английского ботаника Джона Джерарда (1633): «Винный настой его корня помогает при укусах змей и не дает змее укусить того, кто выпил его загодя; таким же образом действуют листья и семена, как пишет Диоскорид» (II, 285-A).
[6] Девясил (Inula) — род многолетних растений семейства астровые, с крупными желтыми цветками и горьким ароматическим корнем и листьями. С древности применялся как тонизирующее и стимулирующее средство, а также как благовонное воскурение.
[7] Куколь, или агростемма (Agrostemma) — род травянистых растений семейства гвоздичные. Цветет ярко-розовыми, лиловыми или белыми цветками; дает ядовитые семена. В латинских изданиях встречается разночтение lilium (лилия).
[8] Белена (Hyoscyamus) — род ядовитых растений семейства пасленовые. Его латинское название восходит к греческому и в буквальном переводе означает «свиные бобы»; одни авторы объясняют это странное название тем, что свинья, съевшая белены, падает без сил и бьется в конвульсиях, а другие полагают, что слово «свиные» здесь имеет лишь уничижительный смысл. В «Книге тайн» белена причисляется к растениям Юпитера; утверждается, что она помогает при подагре, так как «действует силою тех знаков зодиака, которым соответствуют стопы и то, что над стопами» (т.е. Рыб и Стрельца — обителей Юпитера), а также «полезна против огорчений печени и всех ее страстей, так как Юпитер правит печенью» (I.26).
[9] Нижеследующий перечень частично заимствован из «Сатурналий» Макробия (III.20): «Пишет ведь Вераний [в сочинении] “О жреческих изречениях”: “Считают, что сулящие счастье деревья — это дуб, каменный дуб, пробковое дерево, бук, ореховое дерево, рябина, белая фига, грушевое дерево, яблоня, виноградная лоза, слива, кизил, крушина».
[10] Бук как дерево Юпитера упоминается в «Естественной истории» Плиния (XII.2).
[11] Этот повтор содержится в оригинале.
[12] Макробий в «Сатурналиях» особо отмечает: «Следует знать, что белая фига — из сулящих счастье деревьев» (III.20)
[13] Пинии, мелкие орехи хвойных деревьев.
[14] Миробаланы — плоды тропических деревьев рода терминалия (Terminalia): бибхитаки (Terminalia bellirica), харитаки (Terminalia chebula), амалаки (Terminalia emblica) и др. Внешне похожи на сливы и обладают вяжущим вкусом. Джон Джерард в своем каталоге растений перечисляет шесть разновидностей миробаланов, называя их «индийскими сливами» (III.128).
[15] Манна — быстро застывающий на воздухе сладкий светло-желтый или белый сок маннового (белого) ясеня (Fraxinus ornus).
[16] Имеется в виду орфический гимн №19, «Зевсу Керавну», где в качестве воскурения Зевсу (греческому эквиваленту Юпитера) предписан стиракс.
[17] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Желая изобразить целое родительское имение, оставленное сыновьям, рисуют ласточку, поскольку она, когда ей предстоит умереть, закатывает себя в глину и [таким образом] делает птенцам гнездо» (пер. А. Алексаняна).
[18] Широко известная в эпоху поздней античности и в Средние века легенда гласила, что пеликан кормит своих птенцов кровью из собственного сердца. Это предание приводится в александрийском «Физиологе» и пересказывается во многих более поздних источниках.
[19] Ср. в «Иероглифике» Гораполлона: «Изображая благодарность, рисуют удода, поскольку из всех бессловесных тварей только он, после того, как родители вырастят его и когда состарятся, воздает им благодарностью: ибо там, где они его вырастили, он делает им гнездо, очищает им перья и доставляет пищу, доколе [вновь] оперившиеся родители не смогут сами помогать себе. Оттого и на скипетрах богов предпочтение отдано [изображению] удода» (пер. А. Алексаняна).
[20] Там же: «Желая изобразить того, кто почитает родителей, рисуют аиста, ибо он, вскормленный родителями, не оставляет их, но, пребывая с ними до глубокой старости, заботится о них».
[21] В греческой мифологии орел — птица, посвященная Зевсу. Ср. также у Плиния: «Гай Марий во время своего второго консулата сделал орла единственной эмблемой римских легионов. Прежде орел служил лишь знаком первого ранга, а кроме него было еще четыре: волк, минотавр, конь и дикий вепрь. За несколько лет до того вошло в обычай брать на битву только орла, а остальные штандарты оставлять в лагере; Марий же упразднил последние совершенно. С тех пор говорили, что едва ли сыщется хоть один римский легион, вставший лагерем на зиму, чтобы место его стоянки не отмечала пара орлов».
[22] Плиний в «Естественной истории» (IX.8) приводит несколько удивительных историй о дельфинах, крепко привязывавшихся к людям и в разлуке с ними умиравших от горя.
[23] Рыба под названием «анхия», «антия» или «антий» упоминается во многих античных источниках. Одни исследователи отождествляют ее с некой разновидностью акулы, другие — с дорадой, или золотистым спаром (Sparus aurata). В «Естественной истории» Плиния (IX.59) описывается способ ловли анхий, основанный на постепенном приручении этой рыбы: «В течение нескольких дней подряд рыболов садится в маленькую лодку, одевается в одежду всегда одного и того же цвета, подплывает к определенному месту и там бросает в море приманку. Этот порядок никак не должен быть нарушен, иначе рыба заподозрит, что ее обманывают и хотят поймать, а ведь когда антий чего-то боится, он становится очень осторожным. После того как эти действия повторяются много раз, одна из рыб спустя некоторое время к ним привыкает, привычка ободряет ее и она хватает приманку. Рыболовы прилежно и сосредоточенно запоминают эту рыбу, так как в ней заключена надежда на успех и залог удачной ловли; да это и не трудно, потому что в течение нескольких дней только она и отваживается приближаться к лодке. Наконец, она находит себе некоторых спутников, постепенно ее сопровождение растет, и в конце концов она приводит несчетные косяки рыб, при этом те рыбы, которые давно стали приплывать, уже имеют привычку узнавать рыболова и брать у него из рук еду. Тогда рыболов бросает в воду приманку, в которой спрятан крючок, но так, что она падает недалеко от кончиков его пальцев, и одну за другой скорее даже не ловит, а похищает рыб, и быстрым рывком вынимает их оттуда, где судно отбрасывает тень на воду, чтобы остальные рыбы ничего не заметили, и тут же другой человек подхватывает пойманную рыбу и кладет ее на дно лодки, завернув в лохмотья, чтобы не было никаких ни прыжков, ни шума, которые распугают остальных рыб. Важно узнавать ту рыбу, которая привела других, чтобы не поймать ее, иначе весь остаток стаи уйдет».
Там же упоминается их верность товарищам: «Когда антии видят, что один из них попался на крючок, все бросаются ему на помощь, и, говорят, перерезают лесу иглами, которые идут у них по хребту, как зубцы и пилы, а тот, кто попался, натягивает лесу, чтобы ее можно было разрезать. А у саргов та рыба, которая попадается на крючок, сама перетирает лесу о скалы» (пер. Г. Литичевского).
Г.К.Агриппа
© Перевод: Анна Блейз, 2016
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1